Раздел III. Цели, принципы, задачи и основные направления правовой просветительской деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года.

10. Понятие системы просвещения

     Система просвещения является специфической составной частью образовательного комплекса страны, ее основу составляет совокупность просветительских программ и проектов, а также учреждений и организаций, обеспечивающих их разработку и реализацию.

     В систему просвещения входят следующие типы учреждений и организаций со свойственными каждому из них задачами:

  • исследовательские центры, вырабатывающие рекомендации по формированию политики в сфере просвещения и по содержанию просветительских программ;
  • просветительские учреждения и организации, работающие по проектам и программам различной направленности;
  • учреждения, организующие просветительскую деятельность на определенной территории;
  • государственные и неправительственные органы управления общенационального, регионального и местного уровня, координирующие развитие просветительской деятельности и обеспечивающие правовые, финансовые и организационные предпосылки ее эффективности;
  • негосударственные правозащитные институты, оказывающие населению юридическую помощь;
  • волонтерские организации;
  • средства массовой информации.

     Система субъектов просветительской деятельности, их правовой статус устанавливаются законодательством с учетом специфики видов просветительской деятельности.

11. Социальные функции правового просвещения

     В структуре образовательного комплекса страны система просвещения выполняет следующие специфические по своему содержанию функции:

  • образовательную: расширяет, дополняет и углубляет знания, получаемые в учебных заведениях и в иных обучающих центрах;
  • информационную: расширяет осведомленность граждан в правовых вопросах, увеличивает возможность доступа граждан к получению правовой информации о возможности защиты гарантированных государством прав и свобод;
  • разъяснительную: обеспечивает адекватность уяснения сообщаемых сведений, доступность решений Европейского суда и обеспечения единства применения общих стандартов в области прав человека;
  • идеологическую: популяризует идеи и концепции, отражающие особые интересы социальных общностей и групп;
  • агитационно-пропагандистскую: распространяет сведения о деятельности тех или иных просветительских организаций в целях привлечения новых членов;
  • консультативную: распространяет функциональные знания о едином понимании прав человека, необходимые гражданам в повседневной жизни.

12. Цели просветительской деятельности

     Под целями просветительской деятельности понимаются социально значимые результаты, на достижение которых направлена деятельность всех компонентов системы просвещения. Основная цель просветительской деятельности - профилактика правового нигилизма, предотвращение злоупотреблений со стороны должностных лиц государственных и муниципальных органов и выработка у населения установки на правомерное поведение и правовую активность. Названная цель достигается посредством выполнения приоритетных задач.

13. Приоритетные задачи просветительской деятельности

     Приоритетными являются задачи, имеющие первостепенное значение по отношению ко всем остальным и интегрирующие деятельность различных компонентов системы просвещения. К их числу относятся:

  • использование научного и культурного потенциала страны в интересах повышения уровня правового сознания и правовой культуры граждан;
  • своевременное информирование граждан о планируемых политических решениях государственных органов и разъяснение целей принятия этих решений;
  • содействие адекватному пониманию гражданами своих интересов, а также условий и обстоятельств их жизни;
  • способствование активному и компетентному участию граждан в различных видах практической деятельности, в том числе участию в общественных объединениях и движениях;
  • содействие правовой, профессиональной, социальной, политической, культурной ориентации граждан;
  • формирование общественного мнения по тому или иному актуальному вопросу.

14. Направления просветительской деятельности

     Просветительские учреждения и организации строят свою работу в соответствии с целями и задачами. Просветительская деятельность осуществляется по двум основным направлениям:

  • общеобразовательное: просветительские программы, адресованные всем категориям населения; правовое, научное просвещение;
  • специализированное: просветительские программы, адресованные профессионалам, занятым в различных отраслях оплачиваемого труда.

15. Направления правового воспитания

  1. Правовое воспитание школьников общеобразовательных учреждений.
  2. Правовое просвещение учащихся среднеспециальных учебных заведений.
  3. Правовое воспитание детей, помещенных в образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
  4. Правовое воспитание граждан, подлежащих призыву на военную службу.
  5. Правовое воспитание лиц, осужденных к лишению свободы.
  6. Правовое воспитание сотрудников таможенной службы Российской Федерации.
  7. Правовое воспитание населения приграничных районов Российской.
  8. Правовое просвещение населения, проживающих в городских и сельских поселениях.
  9. Правовое просвещение работающего населения в соответствии со спецификой их деятельности.
  10. Правовое просвещение представителей малого бизнеса.
  11. Правовое просвещение молодежи.

16. Формы просветительской деятельности

     Для всестороннего осуществления просветительской деятельности необходимо и возможно использовать следующие формы:

  • адаптированные уроки права для школьников разных классов;
  • работа средств массовой информации: специальные колонки в печатных изданиях, телепередачи, программы на радио;
  • работа в трудовых коллективах: организация лекториев по отдельным вопросам в зависимости  от специфики деятельности организации;
  • проведение обучающих семинаров, «круглых столов»;
  • организация распространения печатной продукции: информационных буклетов, листовок, памяток, флайеров;
  • адресное распространение информации отдельным категориям граждан, разъясняющее отдельные вопросы права;
  • учреждение юридических клиник, консультаций в вузах и организациях;
  • - работа выездных агитационных бригад: выезды в территории с целью распространения правовой информации;
  • формирование интернет страниц и сайтов;
  • иные формы.