Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Основные понятия и их определения

     Перечисленные ниже понятия используются в тексте настоящей Концепции с заданным основным значением, что не исключает их уточнения в нормативных актах, разрабатываемых в развитие данной концепции:

образование - процесс передачи и освоения социально-культурного опыта, сориентированный на формирование комплекса способностей к его обогащению;

просвещение - целенаправленный процесс информирования населения об имеющемся социально-культурном опыте, рассчитанный на большую, обычно не расчлененную на устойчивые группы аудиторию, и не предполагающий каких-либо формализованных процедур контроля за успешностью освоения сообщаемых сведений;

непрерывное образование - пожизненный стадиальный процесс освоения знаний и умений, сориентированный на поступательное обогащение творческого потенциала личности и ее духовного мира; состоит из трех основных этапов - социализация индивида (детское образование), подготовка к различным видам социальной деятельности (юношеское образование), личностное развитие в период взрослости (образование взрослых);

образование взрослых - составная часть системы образования, преемственно обеспечивающая обогащение знаний и умений, приобретенных до вступления в сферу оплачиваемой трудовой деятельности;

общее образование - совокупность учреждений и образовательных программ, сориентированных на систематическое обогащение знаний и умений, необходимых всем членам общества, безотносительно к роду и характеру их профессиональных занятий;

неформальное образование - совокупность программ и курсов, по завершении которых у лица не появляется права заниматься профессиональной деятельностью по профилю пройденного курса или поступать в образовательные учреждения более высокого уровня;

просветительская деятельность - разновидность неформального образования, совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию (к практической деятельности "со знанием дела");

просветительское мероприятие - совокупность организованных действий, направленных на распространение и разъяснение научных знаний и иных социально значимых сведений;

пропаганда - распространение и углубленное разъяснение каких-либо идей, учений, взглядов, знаний; идейное воздействие на широкие массы;

эффективность просвещения - оценочная категория, характеризующая результаты просветительской деятельности по критерию их соответствия поставленным социальным целям.

2. Понятие права на правовое просвещение

     Право на правовое просвещение является составной частью права на образование и понимается как совокупность устанавливаемых и охраняемых государством и его органами правовых норм, обеспечивающих гражданам возможность ознакомления с разного рода сведениями, затрагивающими или могущими затронуть их жизненные интересы в правовой сфере, а также возможность ознакомления с достижениями в области права и свободного пользования ими. Названное право реализуется через целенаправленную деятельность учреждений и организаций, входящих в состав системы просвещения.

3. Всеобщность права на правовое просвещение

     Все граждане имеют право на получение информации, затрагивающей их интересы, на пользование достижениями в области права независимо от их пола, возраста, этнической или национальной принадлежности, семейного положения, состояния здоровья, уровня доходов и каких-либо иных обстоятельств.

     Данное право распространяется на всех граждан и признается всеми, кого это касается или может касаться, на всей территории страны.

4. Неотъемлемость права на правовое просвещение

     Право граждан на правовое просвещение неотъемлемо. Лица, ограниченные в правах по решению суда, не могут быть лишены права на просвещение; ограничению подлежат лишь способы его реализации, обусловленные лишением права на свободное передвижение и свободный доступ к информации.

5. Обязанности государственных органов и органов местного самоуправления по обеспечению права граждан на правовое просвещение

     Государственные органы всех уровней и органы местного самоуправления являются организациями-гарантами, обеспечивающими реализацию права граждан на правовое просвещение на подведомственной им территории. В этих целях они предпринимают следующие действия:

  • разрабатывают и осуществляют политику в сфере  правового просвещения;
  • издают правовые акты, обеспечивающие развитие и работу сети учреждений просвещения и эффективность просветительской деятельности;
  • оказывают финансовую помощь всем зарегистрированным просветительским организациям и учреждениям, независимо от того, кто является их учредителем;
  • осуществляют контроль за неукоснительным соблюдением права на правовое просвещение, выявляют и пресекают случаи дискриминации в этой области;
  • осуществляют контроль за неукоснительным соблюдением права на правовое просвещение, выявляют и пресекают случаи дискриминации в этой области;
  • осуществляют общий контроль за качеством просветительских программ и их соответствием принципам просветительской деятельности.

6. Основные принципы правовой просветительской деятельности

     Просветительская деятельность планируется и осуществляется исходя из общих принципов образовательной политики в демократическом обществе, таких, как:

  • признание права на пожизненное образование и личностное развитие в качестве одного из фундаментальных прав человека;
  • ориентация на общечеловеческие ценности и идеалы гуманизма;
  • недопустимость пропаганды войны, этнических и религиозных распрей, насилия и жестокости;
  • широкая доступность просветительских мероприятий всем категориям населения;
  • автономность и самоуправляемость просветительских учреждений и организаций;
  • плюрализм: право политических партий, общественных движений и иных добровольных объединений граждан, не запрещенных законом, заниматься просветительской деятельностью, отражающей их идеологию;
  • недопустимость какой-либо незаконной цензуры по отношению к просветительским программам, проектам и мероприятиям;
  • государственная (в том числе финансовая) поддержка просветительских учреждений и организаций;
  • достоверность сообщаемой информации;
  • партнерство социальных субъектов, причастных к организации просветительской деятельности;
  • учет региональных и местных особенностей территории;
  • учет общегосударственных и общесоциальных интересов, интересов отдельных социальных групп.

7. Законодательство о  правовой просветительской деятельности

     Законодательство о просветительской деятельности является составной частью системы законодательства, включающей нормы федерального, регионального и локального действия, а также правовые акты правомочных органов, определяющие организационные и экономические аспекты деятельности просветительских учреждений и организаций.

     Оно основывается на нормах Конституции страны  и общепризнанных принципах и нормах международного права. Просветительская деятельность регулируется также уставами и положениями, принимаемыми самостоятельно просветительскими учреждениями и организациями.

8. Цели законодательства о  правовой просветительской деятельности

     Законодательство о правовой просветительской деятельности призвано способствовать более полной реализации права граждан на свободное пользование достижениями науки и культуры, а также на свободный доступ к социальной информации, затрагивающей или могущей затронуть их права и интересы в различных социальных сферах.

     Законодательство о просветительской деятельности формируется в целях правового обеспечения деятельности, направленной на создание единой системы непрерывного  образования.

9. Сфера действия законодательства о правовой просветительской деятельности

     Действие правовых норм, устанавливаемых законодательством, распространяется на все расположенные на территории государства учреждения и организации, занимающиеся просветительской деятельностью, а также на все другие учреждения и организации, тем или иным образом причастные к названной деятельности.