Раздел IV. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ

17. Понятие просветительской программы

     Под просветительской программой понимается разработанный специалистами документ, устанавливающий содержание и последовательность изложения сведений, предлагаемых для освоения лицам, составляющим аудиторию, которой эти сведения адресованы.

18. Принципы формирования просветительских программ

     Просветительские программы разрабатываются и реализуются исходя из следующих основных принципов:

  • целенаправленность: ориентация на социальные цели и приоритетные задачи просветительской деятельности;
  • адресность: учет специфики интересов и познавательных потребностей определенных категорий населения (дифференцированный подход);
  • достоверность предлагаемых для освоения сведений;
  • доступность: учет возможностей аудитории воспринять и освоить сообщаемые знания и сведения;
  • научность: соответствие пропагандируемых и распространяемых знаний современному уровню развития науки;
  • учет многообразия потребностей населения в знаниях и сведениях (комплексный подход);
  • учет многообразия потребностей населения в знаниях и сведениях (комплексный подход);
  • взаимосвязь и взаимодополняемость программ различной направленности (системный подход);
  • взаимодействие системы просвещения с образовательным комплексом страны и региона;
  • учет региональных и местных особенностей территории.

19. Просветительские проекты

     Просветительские проекты планируются, разрабатываются и осуществляются как комплекс программ и мероприятий, направленных на выполнение национальных программ развития просвещения. По характеру замысла и поставленных задач подразделяются на три вида:

  • тематические, имеющие в виду развитие определенного направления просветительской деятельности;
  • территориальные, предусматривающие меры по развитию просвещения на определенной территории (национальные, региональные, локальные проекты);
  • проекты, предназначаемые для лиц определенного возраста и социального статуса (для учащихся, для работающих, для пенсионеров).

     Содержание просветительского проекта, его направленность и формы реализации не должны противоречить основным принципам просветительской деятельности. Состав участников проекта зависит от конкретных обстоятельств и определяется совместным решением государственных и неправительственных органов управления и системы просвещения.

     20. Приоритетные задачи программ

  1. поднятие престижа права и воспитание уважения к закону у населения;
  2. создание условий для развития гражданской и правовой активности лиц, непосредственно реализующих права и свободы, в качестве независимых полноправных членов общества;
  3. изучение права на всех уровнях воспитательно-образовательных учреждений;
  4. широкое информирование населения о законодательстве.

21. Виды просветительских программ

     Просветительские программы дифференцируются в зависимости от содержания социальных функций, его приоритетных задач и направлений просветительской деятельности.

     В целях содействия активному и компетентному участию населения в различных сферах жизни общества просветительские учреждения и организации разрабатывают и реализуют следующие основные виды программ:

  1. гражданское просвещение: распространение знаний и пропаганда культурных и социальных ценностей, формирующих у членов общества чувство принадлежности к государству, в котором они живут;
  2. политическое просвещение: повышение осведомленности о деятельности органов власти, а также освоение знаний, необходимых для участия в деятельности общественных организаций и движений;
  3. юридическое просвещение: распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации;
  4. научное просвещение: популяризация достижений современной науки.

22. Просветительские мероприятия

     Просветительские программы инициируются, планируются и осуществляются как совокупность последовательных организационных действий, именуемых мероприятиями, предпринимаемых для достижения целей, предусмотренных той или иной программой.

     Обязанности по проведению названных мероприятий возлагаются на субъектов, осуществляющих просветительскую деятельность.

     Продолжительность мероприятий и состав привлеченных для его проведения учреждений определяются направленностью просветительской программы и ее содержанием.