8 8422 41-48-22 г.Ульяновск, ул.Спасская, д.3
8 апреля 2020

Почему в Ульяновской области не вводят ЧС? #коронавирус

Как известно, сейчас в Ульяновской области введен режим повышенной готовности - из-за эпидемии коронавируса.

При этом многие ульяновцы - и в соцсетях и своих телефонных обращениях - часто спрашивают, чем отличается режим повышенной готовности от режима ЧС. Другие вообще предлагают поскорее ввести «чрезвычайную ситуацию», так как это якобы позволит существенно облегчить жизнь - к примеру, списать долги, аннулировать договоры по кредитам и т.п.

Почему в Ульяновской области не вводят ЧС? #коронавирус
Почему в Ульяновской области не вводят ЧС? #коронавирус

Как отмечают эксперты реготделения Ассоциации юристов России, дело обстоит иначе.

Прежде всего, нужно четко определить, чем отличаются эти два режима. Правовое регулирование этих вопросов осуществляет Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 N 68-ФЗ. Если говорить совсем просто, то режим повышенной готовности - это когда в стране или в регионе только готовятся к опасной ситуации, например, к эпидемии. Или же она находится в начальной стадии с минимальным количеством пострадавших. А вот режим ЧС вводится тогда, когда «страшное» уже случилось и нужно бороться с последствиями произошедшего.

Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 304 режим ЧС вводится при вполне конкретных обстоятельствах и цифровых показателях. Так, ЧС локального характера объявляется тогда, когда число погибших и пострадавших людей не более 10. Чрезвычайная ситуация

муниципального или регионального масштаба вводится при следующих цифрах: пострадало свыше 50 человек!

То есть важно понять, что нельзя ввести режим ЧС на территории субъекта или муниципалитета просто потому, что кто-то этого захотел. Для этого должны быть вполне конкретные условия и обстоятельства.

Режим повышенной готовности в нашем регионе включает ряд ограничений и запретов, которые детально изложены в специальном региональном документе - указе Губернатора 19 ( http://law.ulgov.ru/doc/15242). К примеру, этим документом приостанавливается работа ряда организаций - развлекательные, досуговые, выставочные и т.п.; устанавливаются ограничения, связанные с режимом самоизоляции, и многое другое.

При этом юристы обращают внимание на то, что введение в нашем регионе режима повышенной готовности - это уже обстоятельство непреодолимой силы. И в этом смысле введение ЧС абсолютно ничего не изменит.

Например, если в вашем кредитном договоре прописано, что именно считается форс-мажорными обстоятельствами, то этот пункт уже работает в сегодняшних условиях, здесь и сейчас. И действовать можно в соответствии с данным пунктом. Иными словами, если требования режима повышенной готовности помешали гражданам или предпринимателям исполнить свои обязательства, то это считается обстоятельством непреодолимой силы.

Однако в том случае если этот пункт вообще отсутствует в договоре, то и введение ЧС ничего не изменит.

Кроме того, в некоторых договорах указывается, что, если одна из сторон не может исполнить свои обязательства из-за форс-мажора, срок исполнения продлевается. При этом столкнувшаяся с форс-мажором сторона должна в короткие сроки сообщить об этом другой стороне.

Стоит добавить, что режимы повышенной готовности и ЧС фактически совпадают по мерам поддержки для населения. Иными словами, если из-за эпидемии пострадают жители или их имущество, то меры поддержки будут одни и те же - вне зависимости от режима.

Для справки

Следует также различать понятия «карантин» и «домашняя самоизоляция».

Карантин - это изоляция по решению врача, применяется она в отношении человека, который уже инфицирован или может быть инфицирован.

Нарушение карантина наказывается жестче, чем нарушение режима самоизоляции. В первом случае нужно обязательно «отсидеться» дома 14 дней. При самоизоляции можно ходить в ближайший продуктовый, в аптеку, выносить мусор, ездить на работу и т.д.

Не надо забывать и о том, что 31 марта Госдума приняла в третьем чтении законопроект об уголовном наказании нарушителей карантина или других санитарно-эпидемиологических правил. За простое нарушение законопроект предусматривает штраф от 500 тыс. до 700 тыс. рублей либо до двух лет лишения свободы. Если в результате нарушения умирает два человека и более, закон предусматривает за это до семи лет лишения свободы. Если нарушение приведет по неосторожности к смерти человека или создаст угрозу массового заболевания, за это предусмотрен штраф от 1 млн до 2 млн рублей, либо до пяти лет колонии.



Поделиться публикацией




Темы статьи