8 8422 41-48-22 г.Ульяновск, ул.Спасская, д.3
18 мая 2020

«Самый лаконичный Устав». Региональной конституции – 15 лет

19-го мая 2005 года, 15 лет назад, был принят основополагающий документ региональный Устав.

Роль Устава сложно переоценить: это фактически конституция области, в которой прописаны и дата рождения региона, и его границы, и полномочия основных органов власти, и многое другое.

Накануне этой важной даты мы обратились к членам реготделения Ассоциации юристов России, известным представителям юридического сообщества с просьбой ответить на несколько вопросов, связанных с региональной конституцией.

Комментирует член Совета реготделения АЮР, декан юридического факультета Ульяновского госуниверситета Сергей Морозов.

- Сергей Юрьевич, каковы, на Ваш взгляд, основные вехи, главные события, связанные с историей регионального Устава?

«Самый лаконичный Устав». Региональной конституции – 15 лет
«Самый лаконичный Устав». Региональной конституции – 15 лет

- За последние десятилетия наш регион, как и вся Россия в целом, преодолел много вызовов. Это и мировые финансовые кризисы, рост курса мировой валюты, снижение числа лиц, находящихся за чертой бедности, трансформация цифровой экономики, необходимость реструктуризации производства, развитие конкуренции сектора инновационной экономики.

На каждом этапе возникала необходимость трансформации структуры региональной власти, исходя из меняющихся потребностей населения. Поэтому неудивительно, что за время действия Устава Ульяновской области в него внесли около 40 поправок, которые в основном касались структуры власти и определения полномочий должностных лиц. Такие поправки вносились ежегодно.

Современный этап развития ознаменован работой по внесению масштабных поправок в Конституцию РФ. Конечно, это не могло не отразиться на содержании Устава.

- Какие положения Устава вы считаете наиболее важными? Почему?

- Безусловно, важнейшие положения Устава - те, которые касаются прав и свобод граждан, проживающих на территории Ульяновской области. Их обеспечение и гарантия являются смыслом деятельности региональной власти. Источник же этой власти - само многонациональное население, проживающее на территории Ульяновской области. Поэтому, многие статьи Устава так или иначе связаны с гарантией, обеспечением и защитой прав и свобод человека и гражданина.

Примерами могут служить многие конкретные статьи Устава. Так, в пункте 2 статьи 20 приведен текст присяги Губернатора Ульяновской области, в котором содержится клятва высшего должностного лица региона уважать и охранять права и свободы человека и гражданина. В статье 27 установлено, что Правительство Ульяновской области осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств. В 29-й статье Устава в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина предусмотрена должность Уполномоченного по правам человека в Ульяновской области.

В развитие этих положений в проекте новой редакции Устава предусматривается возможность закрепления де-факто существующих должностей Уполномоченного по правам ребенка и Уполномоченного по правам предпринимателей в Ульяновской области.

Также нельзя не отметить заложенные в Уставе основы избирательной системы, действующей на территории Ульяновской области. Выборы являются непосредственным проявлением демократии и служат инструментом для свободного волеизъявления народа.

- В областной Устав сейчас подготовлен ряд поправок. Какие из них вы могли бы назвать в качестве наиболее значимых, актуальных?

- Есть несколько блоков поправок, каждый из которых имеет свою ценность. Один из блоков касается социальных гарантий граждан, что ценно само по себе. Другой блок связан с развитием общественных институтов гражданского общества. Ряд изменений касается структуры региональной власти. Причем расширяются полномочия Законодательного Собрания Ульяновской области в части назначения лиц на наиболее значимые государственные и иные должности, контроля их деятельности. Предъявляются повышенные требования к чиновникам и депутатам в части длительности проживания на территории Российской Федерации, отсутствия двойного гражданства и т.п.

Добавлю, что в год 75-летия Победы в Великой Отечественной Войне символично было бы закрепление в Уставе области преамбулы, в которой говорилось бы о том, что мы являемся наследниками тех, кто сражался за нашу Родину и жизнь, и чтим их память.

- Есть ли у Устава Ульяновской области какие-то уникальные особенности - в отличие от аналогичных документов других регионов?

- Каждый уставной документ субъекта Федерации по-своему уникален, также как уникальна территория, население, культура, история каждого региона, структура его государственной власти. Нельзя не замечать особенности и различия в статусе городов федерального значения, республик и областей, несмотря на то, что все они являются субъектами Российской Федерации. Например, в Татарстане действует Конституция, а не региональный Устав.

Устав Ульяновской области, на мой взгляд, достаточно лаконичен по сравнению, например, с Уставом Самарской области, в котором имеются главы, посвященные правам и свободам человека и гражданина, социальной политике в области и некоторые другие. В Уставе Рязанской области имеются главы, посвященные основам народовластия и правовому статусу личности. Представляется, что лаконичность - это скорее позитивный момент. Нет необходимости дублировать положения Конституции РФ и некоторых федеральных законов в основополагающем документе области.

В то же время необходимо по крупицам черпать все самое ценное, что имеется в других регионах, если это может послужить на благо населению региона.

- Каковы перспективы этого документа? Возможно ли его дальнейшее совершенствование?

- Устав Ульяновской области является одним из фундаментальных документов, который подобно Конституции РФ, должен иметь временную устойчивость и меняться в исключительно редких случаях. К этому документу нужно относиться с особым трепетом. Он не должен быть перегружен лишней информацией. Для развития положений Устава есть иные нормативно-правовые акты. Между тем, он не должен превратиться в закостенелую догму, которая сдерживает развитие общества, экономики и других сфер жизнедеятельности.

Поэтому совершенствование Устава возможно, однако должно это происходить бережно и в тех случаях, когда это действительно необходимо в интересах населения Ульяновской области.



Поделиться публикацией




Темы статьи