8 8422 41-48-22 г.Ульяновск, ул.Спасская, д.3
6 октября 2015

Глава государства одобрил поправки в закон о защите конкуренции

Президент России подписал Федеральный закон о внесении изменений в закон о защите конкуренции и отдельные законодательные акты. Таким образом, предложенный ФАС "четвертый антимонопольный пакет" получил одобрение на всех стадиях законодательного процесса, и с января 2016 года вступит в силу.

Как сообщается на сайте Кремля, 6 октября Владимир Путин подписал Федеральный закон, вносящий изменения в Федеральный закон "О защите конкуренции" и другие законодательные акты РФ, и направленный на развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики. 22 сентября закон был принят Государственной Думой, а 30 сентября - одобрен Советом Федерации.

Как сказано в справке государственно-правового управления Администрации Президента РФ, этим актом "предусматривается комплекс мер, направленных на либерализацию и совершенствование антимонопольного законодательства Российской Федерации", в том числе: расширение сферы применения института предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, за счёт распространения его на действия органов государственной власти и органов местного самоуправления;
предоставление Правительству Российской Федерации права определять в случаях нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации правила недискриминационного доступа к товарам на высококонцентрированных товарных рынках;
расширение перечня лиц, которым направляется предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, за счёт включения в него должностных лиц органов власти различных уровней;
отмена нормы о возможности признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на определённом товарном рынке менее 35 процентов;
возможность признания картелем соглашений, заключённых между хозяйствующими субъектами – покупателями товара на товарном рынке;
необходимость предварительного согласования с антимонопольным органом соглашений хозяйствующих субъектов о совместной деятельности;
исключение уведомительного контроля сделок субъектов естественных монополий;
отмена ведения реестра лиц, имеющих долю на товарном рынке свыше 35 процентов;
введение института предварительного заключения комиссии антимонопольного органа об обстоятельствах дела, определение видов доказательств по делу о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, критериев их относимости и допустимости.
Кроме этого, в закон «О защите конкуренции» введена новая глава, содержащая "подробное описание случаев недопустимой практики недобросовестной конкуренции". Также уточнены полномочия Федеральной антимонопольной службы по пересмотру решения территориальных органов ФАС.

Напомним, что первоначальный законопроект № 602468-6 был внесен в Госдуму представителями ФАС еще в конце октября 2014 года, и за время его рассмотрения на всех стадиях законодательного процесса он весьма сильно изменился. В окончательно принятом варианте депутаты учли все основные замечания и поправки.

Председатель Комитета Госдумы РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, президент Ассоциации региональных банков России Аксаков Анатолий: "Основными итогами рассмотрения законопроекта в Государственной Думе стали - отказ в доступе антимонопольной службы к налоговой тайне; отказ в распространении антимонопольного регулирования на интеллектуальную собственность; отложен вопрос о согласовании с ФАС создания унитарных предприятий".

Чтобы снять неопределенность по поводу принятия вышеуказанных правил и особенностей применения, Комитет предложил включить в постановление Государственной Думы пункт, рекомендующий Правительству при принятии акта о введении правил недискриминационного доступа в отношении монополиста определять срок действия правил, условия внесения в них изменений, а также обеспечивать соблюдение баланса интересов монополиста и потребителя во избежание роста цен и дефицита товаров.

Примечательно, что ряд поправок в новый закон предлагали сами представители бизнеса. Озвучили эти поправки представители «Деловой России» на встрече с премьером Медведевым, еще на стадии разработки законопроекта. Предприниматели просили о смягчении административной ответственности, предусмотренной в статье 14.32 КоАП РФ для лиц, оказывающих содействие ФАС в расследовании нарушений антимонопольных норм. Еще предприниматели хотели отменить одновременное применение оборотных штрафов и предписаний об изъятии в пользу бюджета доходов, полученных в результате нарушения антимонопольного законодательства. Все эти требования были сохранены и расширены в окончательной версии закона. Существенно и то, что бизнесменам удалось отстоять право на сохранение налоговой тайны, несмотря на то, что антимонопольная служба добивалась внесения изменений в статью 102 Налогового кодекса РФ.

В законе сохранилась и норма, ранее вызвавшая самые горячие дискуссии - Правительство РФ получило право устанавливать особые правила недискриминационного доступа для компаний, занимающих на рынке более 70%, и при этом нарушают антимонопольное законодательство. Теперь, после подписания закона главой государства, правительственные чиновники смогут заняться разработкой и утверждением подобных правил

В целом "четвертый антимонопольный пакет" явно оказался направлен на явную либерализацию взаимоотношений между бизнесом и антимонопольщиками. Это выразилось, в частности, в том, что законодатели выполнили пожелание Конституционного Суда РФ, изложенное в определении N 1076-О от 14 мая 2015 года. Тогда конституционные судьи признали, что внеплановые проверки ФАС зачастую являются немотивированными, и призвали антимонопольную службу урегулировать этот вопрос и проводить проверки бизнеса только в том объеме, который необходим для «осуществления задач и функций» антимонопольной службы. Поэтому ФАС предусмотрела значительное снижение административной нагрузки на малые и средние предприятия, что не может не радовать.

После подписания закона Президентом он должен быть опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации" или "Российской газете", и вступит в силу через 90 дней после этой даты, то есть в январе 2016 года.

Источник: Петербургский правовой портал



Поделиться публикацией




Темы статьи




Комментарии

Гость
Войдите, чтобы оставить комментарий.
Еще нет комментариев, оставьте первый.