В феврале 2019 года по решению Губернатора Ульяновской области Сергея Морозова у нас в регионе начала создаваться новая система по защите прав потребителей – на базе областного Государственного юридического бюро и под эгидой Правительства региона и регионального отделения Ассоциации юристов России.
Ульяновцы уже получают государственную бесплатную юридическую помощь. О том, как работает новая система защиты прав потребителей, нашему корреспонденту рассказал Алексей Преображенский – заместитель председателя регионального отделения Ассоциации юристов России, замруководителя администрации Губернатора - начальник государственно-правового управления.
– Алексей Сергеевич, с чем было связано создание системы бесплатной юридической помощи?
– Мы все ежедневно ходим в магазины, покупаем товары в Интернете, приобретаем билеты на различные виды транспорта, платим за жильё и так далее. При этом всё чаще используем электронные ресурсы. Однако нередко сталкиваемся с недобросовестностью тех, кто продаёт нам товары или предоставляет услуги. Потребитель должен быть начеку, поскольку существует множество способов откровенного или «сравнительно честного» обмана, нарушаются законы. За примерами далеко ходить не надо. В магазине на каком-либо товаре указана цена со скидкой, а в кассе вам насчитают полную его стоимость. А сколько развелось мошенников в Интернете! А проблемы с подарочными картами, когда магазины не хотят возвращать оставшиеся средства или устанавливают жесткие сроки их действия. И так далее, и тому подобное!
– Практика показывает, что, к сожалению, в большинстве своём, мы и не знаем своих прав, и не можем их отстоять…
– Это действительно так! Представьте: человек пришёл в магазин, а там на полках неудобно расставлены товары. Он случайно зацепил рукавом стеклянную бутылку, она упала и разбилась. Кто за неё должен платить? Потребитель не должен этого делать, если только его действия не были намеренными. Но обычно, если инцидент произошёл из-за неправильной расстановки товаров, прибегает персонал и требует от покупателя деньги за ущерб да ещё грозится вызвать полицию. Обычно человек не выдерживает такого напора и легко сдаётся, хотя отстоять свои права в этом и многих других случаях достаточно просто.
– Каким тогда должен быть правильный алгоритм?
– Одно дело – устное общение, которое, по большому счету, ни к чему не обязывает. Другое – если человек официально обращается с письменной претензией к виновнику возникшей проблемы. В последнем случае его права чаще всего не нарушаются. Если в добровольном порядке деньги, например, за некачественный товар не возвращают или не заменяют его другим, то тогда следует обратиться в суд. Процессы выигрывается – и ответчик несёт судебные расходы и выплачивает большие штрафы. Например, был случай, когда человек сделал предоплату в 55 тысяч рублей на установку новых окон. Фирма ничего не сделала. В итоге по суду ей пришлось выплатить своему заказчику в три раза большую сумму. На самом деле у нас в России закон по защите прав потребителей один из лучших в мире. Он был принят в 1992 году и впитал в себя всё лучшее в мировой практике. Согласно нашему законодательству, потребитель практически всегда прав.
– Кто может обратиться к вам за помощью?
– Обратиться в Госюрбюро может любой человек. Наши специалисты проконсультируют его, помогут составить необходимые документы – вплоть до представления интересов потребителя в суде. Можно прийти лично самому по адресам наших филиалов, которые есть на сайтах http://бесплатнаяюрпомощь.рф, претензия24.рф. Можно позвонить по телефонам: 8(8422)49-63-13, 8(8422)97-55-22, круглосуточная «горячая линия»: 8-800-100-13-84. А те, кто не хочет терять время, могут рассказать нам о своих проблемах онлайн: на сайте претензия24.рф представлены образцы претензий, судебные решения, алгоритмы действий в различных ситуациях. Быструю онлайн-консультацию дают в соцсетях – https://vk.com/pretenziya24, https://vk.com/jurpomosh73, https://ok.ru/pretenziya24.
– Есть мнение, что платная юридическая помощь более качественная…
– В действительности это не так. У нас работают высококлассные специалисты – их труд оплачивается из областного бюджета, именно поэтому для ульяновцев их услуги совершенно бесплатны. Качество их труда можно оценить, в частности, по числу выигранных дел в судах. Отдел по защите прав потребителей был создан в феврале 2019 года. За это достаточно короткое время мы защищали интересы потребителей в суде более ста раз – из них проиграно всего два дела. А количество претензий, которые разрешены в пользу потребителей, мы уже просто не считаем, настолько их много.
– Расскажите о наиболее интересных случаях из юридической практики последнего времени.
– Вот несколько показательных примеров. Вы, наверное, слышали о проблемах с техническими средствами реабилитации для инвалидов? Это произошло после того, как эти обязанности в Ульяновской области были переданы Управлению ФСС. Реготделение АЮР взяло на контроль эту ситуацию. Специалисты ГосЮрБюро оказали юрпомощь тем ульяновцам, которые обратились за консультацией: были составлены иски в суд с требованием компенсировать расходы инвалидов, которые приобрели средства реабилитации за свой счет. Суды были выиграны. Еще один запомнившийся недавний случай – помощь многодетной семье. Они приобрели квартиру в ипотеку, это их единственное жилье. Неожиданно умер муж, у женщины трое детей. Состоялся суд по иску от банка, решено было удовлетворить требования кредиторов и выставить жилье с публичных торгов. Женщина обратилась за помощью в ГосЮрБюро, юристы приняли решение составить заявление об отсрочке исполнения решения суда еще на год и представить интересы семьи в суде. В результате семья получила отсрочку – надеемся, что за это время положение поправится, и они смогут начать платить за ипотеку.
Конечно, очень много ситуаций, связанных с защитой прав потребителей. Самая свежая история – выиграли в суде дело, связанное с покупкой дорогой шубы, которая оказалась с дефектом. Женщине отказались возвращать деньги, и после выигранного суда продавцу пришлось не только вернуть стоимость шубы, но и оплатить штрафы, расходы на экспертизу и судебные издержки.
– Да, зима – самое время покупать шубы… Интересно, а зависят ли обращения граждан к вам от времён года или погоды?
– Из-за урагана прошлым летом пострадали те автовладельцы, на чьи транспортные средства упали тяжёлые ветки. Мы помогали им взыскать ущерб с управляющих компаний, которые вовремя не произвели санитарную обрезку деревьев. Также автомобилисты пострадали от дождевого «потопа». Что касается травм, полученных ульяновцами на скользких тротуарах в холодное время года, то и тут наши специалисты стояли на страже прав своих клиентов. В частности, мы помогли одной из ваших коллег-журналистов компенсировать затраченные на лечение средства и моральный вред. Кстати, суммы за моральный вред сейчас очень солидные. Один из наших клиентов получил за него почти 400 тысяч рублей.
– С какими ещё проблемами к вам приходят?
– Люди с лёгкостью подписывают кабальные договоры с банками. Через суд можно договориться о рассрочке выплат, реструктуризации, уменьшении суммы долга. Нам, кстати, приходится отстаивать и другие законные права граждан: к примеру, не так давно к юристам обратились жители дома №8 по переулку Пожарному. На первом этаже там располагалась кальянная и бар, из которых полночи гремела музыка, то есть нарушались требования областного закона о тишине. Мы подключились к решению этого вопроса – и в итоге эти заведения закрыли.
– Что в планах на будущее?
– Мы стараемся идти в ногу со временем. В частности, в новом году планируем создать приложение для телефонов, чтобы, например, прямо в магазине можно было связаться с нашим оператором и проконсультироваться с ним по конкретному случаю. Хочу также добавить, что буквально на днях – 6-го ноября – в Ульяновске открылся уникальный Центр по защите прав потребителей. Находится он на Гончарова, 11 (здание «Детского мира»), ждем всех желающих. Все услуги абсолютно бесплатные.
Беседовала Ирина Морозова (газета "Ульяновск сегодня", от 8.11.2019)
Комментарии