28 марта состоялось совместное заседание Комиссии по нормотворческой и правоприменительной деятельности и Комиссии по повышению уровня правовой культуры населения Ульяновской области Ульяновского регионального отделения Ассоциации юристов России.
Открывая работу комиссий, декан юридического факультета Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, член Совета Ульяновского регионального отделения АЮР, председатель Комиссии по повышению уровня правовой культуры населения Ульяновской области Светлана Артемова отметила, что сложно говорить о повышении уровня правовой культуры у населения, когда у людей нет веры в закон и когда на территории государства происходит правовой беспредел. «Был период, когда наметилась положительная тенденция и граждане пошли за защитой свои прав в суд. Но теперь эта тенденция сходит на нет», - сказала Светлана Артемова. Как результат – 86 процентов населения не верят судебной системе.
Другая проблема – нормотворчество. «Для того, чтобы люди поверили в силу закона, не должны появляться так называемые “смешные” законы. Должна быть целесообразность при принятии решений. Наша встреча как раз и призвана помочь нивелировать эти шероховатости», – подчеркнула председатель комиссии.
Первая часть обсуждения была посвящена обсуждению предложений по совершенствованию законодательства по вопросам эксплуатации маломощных транспортных средств.
В настоящий момент законодательно не урегулировано использование таких транспортных средств, как скутеры, мопеды и мокики. Не смотря на то, что подобных транспортных средств в России порядка полутора миллионов, они не регистрируются в органах автоинспекции и для пользования ими не требуются водительские права.
Как результат, количество ДТП со скутерами ежегодно растет на 6 процентов. Если в 2009 году в таких дорожно-транспортных происшествиях пострадало 5,5 тыс. человек, то в 2012 году это число выросло до 7 тыс. Более 20 процентов всех этих ДТП совершено водителями до 18 лет.
Региональная статистика тоже не оптимистична: по данным ГАИ, в 2012 году в Ульяновской области произошло 136 ДТП с маломощными транспортными средствами, в которых погибло 9 человек и 152 получили ранения. Из них 44 происшествия произошли с участием детей (трое погибли и 51 получили телесные повреждения).
В большинстве европейских стран на эту проблему давно обратили внимание и сейчас во всех странах ЕС, а также на Украине и в Белоруссии для управления скутерами обязательно нужны права. Ограничивается и возраст управления подобными транспортными средствами. Так, например, в Латвии с 1 января 2013 года можно управлять скутерами только с 24 лет.
Конечно, нельзя сказать, что попыток как-то урегулировать этот вопрос на законодательном уровне не было. Законопроект, обязывающий водителей мопедов получать права, вносился в Госдуму РФ в мае 2012 года, но был отклонен. Оказалось, что проект не поддержало Правительство РФ, которое посчитало, что проведение экзаменов для водителей, оборудование площадок и прочие организационные вопросы потребуют огромных затрат со стороны государства.
ГАИ отмечает, что, несмотря на то, что официально по документам скутеры и мопеды имеют объём двигателя до 50 куб. см и максимальную скорость не более 50 км/ч, многие транспортные средства фактически имеют более высокие технические характеристики. В этих случаях Госавтоинспекция привлекает водителей к ответственности, в судебном порядке признавая мокики мотоциклами. Но это, конечно, принципиально не решает проблему.
Председатель Комиссии по нормотворческой и правоприменительной деятельности, член Совета Ульяновского регионального отделения АЮР, заместитель руководителя аппарата Законодательного собрания Ульяновской области – начальник государственно-правового отдела аппарата Законодательного собрания Ульяновской области Василий Причестнов отметил, что все изменения в законодательстве действительно требуют обоснования финансовых расходов. Он напомнил коллегам, что 19 октября 2011 года Государственной Думой РФ в первом чтении был принят законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым предусматривается установить в Российской Федерации новые категории и подкатегории транспортных средств. Среди них – подкатегория «А1» – мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания не более 125 куб. см и максимальной мощностью не более 11 кВт (легкие мотоциклы). Ими можно будет управлять с 16 лет.
По мнению Василия Причестнова, этот законопроект обязательно будет принят, только пока непонятно, в какие сроки. Пока же он предложил продолжить работу над вопросом о повышении ответственности за нарушение техники безопасности при эксплуатации маломощного транспортного средства лицами, не достигшим восемнадцатилетнего возраста. Члены комиссий решили организовать социологический опрос среди населения региона и приложить его результаты под обращением в Ассоциацию юристов России.
Вторым вопросом повестки дня работы комиссий стала подготовка предложений по совершенствованию Федерального закона «О противодействии коррупции».
Согласно части 4 статьи 121 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Однако ни данной нормой, ни иными нормами Федерального закона № 273-ФЗ или других федеральных законов не установлена обязательность размещения указанных сведений на официальных сайтах соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и предоставления их для опубликования редакциям средств массовой информации, как это, например, предусмотрено частью 6 статьи 8 Федерального закона № 273-ФЗ в отношении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, указанных в пункте 4 части 1 данной статьи, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
Соответствующие отношения в настоящее время регулируются указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, хотя, как представляется, исходя из положений части 1 статьи 23, части 3 статьи 55, пункта «в» статьи 71, части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации, части 5 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», пункта 7 части 1 статьи 6 и статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» они, в первую очередь, должны быть урегулированы федеральным законом.
Кроме того, согласно части 1 статьи 123 Федерального закона № 273-ФЗ в случае, если владение лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, должность федеральной государственной службы, должность муниципальной службы, должность в государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального закона, должность на основании трудового договора в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, указанное лицо обязано передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Между тем, в данном перечне не указаны лица, замещающие должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, при этом должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации не являются ни государственными или муниципальными должностями, ни должностями федеральной государственной службы или муниципальной службы.
В этой связи предложено подготовить проект федерального закона, предусматривающего дополнение статьи 121 Федерального № 273-ФЗ нормой, устанавливающей, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и предоставляются для опубликования редакциям средств массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также дополнение статьи 123 Федерального закона № 273-ФЗ после слов «федеральной государственной службы,» словами «должность государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации,».
Третья тема, которую обсуждали члены комиссий, стала проблема установления административной ответственности за проезд транспортных средств по детским площадкам, газонам и участкам с зелёными насаждениями, а также за стоянку транспортных средств на указанных территориях.
До 2011 года субъекты РФ сами устанавливали административную ответственность за такие правонарушения. В Ульяновской области эти нормы успешно работали, пока не появилась судебная практика, согласно которой регионы неправомочны устанавливать ответственность за проезд транспорта по дворам.
Главной проблемой, решение которой пока не удаётся найти, является вопрос терминологии: является ли движение транспорта внутри двора – по детским площадкам, газонам и участкам с зелёными насаждениями, а также стоянка транспортных средств на указанных территориях, дорожным движением? Возникают сомнения, попадает ли стоянка автотранспорта на детской площадке под действие Правил дорожного движения? А если «двор» и «придомовая территория» – это юрисдикция правил благоустройства, то как заставить муниципалитеты навести порядок в дворах жилых домов?
На многие из этих вопросов, к сожалению, пока нет ответов. Члены комиссий Ульяновского регионального отделения АЮР решили продолжить работу над поиском решения этой проблемы и обсудить возможные меры борьбы с подобными нарушениями на одном из следующих заседаний.
Комментарии