«Круглый стол» на эту тему прошел 11 сентября 2019 года в региональной Общественной палате.
В обсуждении приняли участие члены Ульяновского отделения Ассоциации юристов России, эксперты Государственного юрбюро, Роспотребнадзора и общественники.
«На самом деле выбранная тема – чрезвычайно актуальна и важна. Кредитные и страховые организации навязывают клиентам дополнительные услуги, не информируют их должным образом, нарушают закон о персональных данных и т.п. На эти проблемы сейчас обращается самое пристальное внимание на самых разных уровнях. Не случайно, например, что в Ульяновской области – по инициативе губернатора Сергея Морозова – защита прав потребителей теперь осуществляется в рамках закона о бесплатной юрпомощи», – отметила модератор «круглого стола» – председатель исполкома реготделения АЮР, начальник ГосЮрБюро, член областной Общественной палаты Светлана Ильина.
Она напомнила также о том, что в начале 2019 года в регионе был создан специальный отдел по защите прав потребителей – в структуре Государственного юрбюро.
Кстати, специалисты упомянутого отдела недавно провели мониторинг условий ипотечного кредитования в банках Ульяновской области и пришли к достаточно интересным выводам.
Ипотека по-ульяновски: «Можно, но тогда увеличим проценты!»
«Для мониторинга мы создали такую предварительную «легенду»: человек с ежемесячным доходом в 20 тысяч рублей хочет оформить ипотеку на однокомнатную квартиру. И обзвонили с этой историей все доступные банки», – поясняет участник «круглого стола» – руководитель отдела по защите прав потребителей ГосЮрБюро Денис Литвинов.
Выяснилось, что из 25 банков, действующих в нашем регионе, ипотекой занимается только 11. Две организации из этих одиннадцати отказались предоставлять какую-либо информацию по телефону. Процентные ставки на ипотеку варьируются от 9.6 до 15%, первоначальные взносы банки требуют в размере от 10 до 15%.
«И вот дальше последовали весьма любопытные предложения. Банки начали активно навязывать нам услуги по страховке. Задаем вопрос: «Можно ли отказаться от страховки?». Почти все банки ответили, что можно, но тогда они повышают процент по кредиту – от 1 до 4%. С нашей точки зрения, это нарушение закона о защите прав потребителей, поскольку первоначальная информация о кредитных ставках не соответствует действительности. Банки навязывают дополнительные услуги, от которых фактически нельзя отказаться», – делает вывод спикер.
Он также упомянул о конкретном случае, по которому сейчас специалисты ГосЮрБюро помогают потребителю в суде. Пожилая жительница Ульяновска взяла потребительский кредит в банке по 28% годовых, плюс к этому ей навязали страховку в 10 тысяч рублей. Когда она пришла домой и переговорила с близкими, то поняла, что совершила ошибку. В этот же день она снова пришла в банк и, написав заявление, вернула все взятые в кредит средства. И почти на год забыла об этом, пока ей не пришло извещение от банка о долгах.
«Оказывается, в банке сделали так: зачислили эти средства ей на счет и с этого счета списывали ежемесячные платежи – вместе с процентами, страховкой и т.д. А когда деньги закончились – побежали пени. Женщина обратилась к нам в ГосЮрБюро, мы помогли составить иск в суд. Думаю, что суд мы выиграем. К сожалению, случаи подобного поведения кредитных организаций – совсем не редкость», – заключает выступающий.
Взимать средства по кредиту со всех счетов клиента – это нарушение
Общие любопытные цифры озвучила другая участница совещания – начальник отдела по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области Галина Соломко.
«Финансовые услуги занимают третье место по числу жалоб от ульяновцев, поступивших в Роспотребнадзор. Если говорить вообще о стране, то число российских домохозяйств, взявших кредиты, увеличивается год от года: к примеру, если в мае 2018 года их было 38%, то сейчас уже 44%. Чаще всего в Роспотребнадзор обращаются в связи с тем, что клиентам навязывают допуслуги и списывают средства по кредиту с других счетов и карт», – комментирует спикер.
По словам еще одной участницы встречи – главного специалиста отдела по защите прав потребителей Роспотребнадзора Екатерины Тулаевой – у ее ведомства есть успешный опыт борьбы с подобным поведением кредиторов.
«Если у человека в одном банке есть несколько счетов – например, зарплатный и кредитный, – банковская организация не имеет права списывать средства по кредиту со всех счетов. Мы выиграли по этому поводу уже ряд судов – вплоть до Арбитражного суда Поволжского округа. Банки оштрафованы за то, что включили такие пункты в договоры с клиентами», – отметила эксперт.
Кроме того, участники «круглого стола» обсудили проблемы, связанные с изменением федерального законодательства и введением должности финансового омбудсмена. Некоторые эксперты – например, руководитель ульяновской общественной организации «Центр по защите прав потребителей» Егор Крылов – считает, что посредничество финансового омбудсмена только затрудняет защиту прав потребителей. В частности, он обратил особое внимание на то, что теперь застрахованный не может напрямую обратиться в суд с иском на страховую компанию: для этого нужно сначала дождаться решения финансового омбудсмена.
Итоги обсуждения подвела модератор встречи Светлана Ильина:
«Уверена, что результаты «круглого стола» будут полезны для многих. К примеру, конкретные итоги мониторинга банков по ипотечному кредитованию будут опубликованы на сайте претензия24.рф и портале областного Правительства – в разделе «Защита прав потребителей». Мы еще раз обращаем внимание всех кредитных и страховых компаний на обязанность предоставлять своим клиентам всю необходимую информацию, в том числе – к примеру, о сроках, в которые люди могут безо всяких последствий для себя отказаться от уже оформленного кредита. Мы все – и Роспотребнадзор, и Общественная палата, и реготделение Ассоциации юристов России, и ГосЮрБюро и другие надзорные органы и общественники – будем внимательно следить за этим. И, будьте уверены, готовы защищать права потребителей – вплоть до представления их интересов в суде».
Комментарии