Недавно в Казани состоялся семинар-совещание, посвященный рассмотрению обращений граждан. В этой встрече приняли участие представители исполнительной власти, общественники, региональные омбудсмены, в том числе – член Совета реготделения Ассоциации юристов России, уполномоченный по правам человека в Ульяновской области Людмила Крутилина.
«В 2019 году семинар-совещание впервые проходил на базе недавно созданного Научно-образовательного центра по правам человека. Напомню: инициативу создания центра поддержал Президент Владимир Путин», – сообщила омбудсмен.
В первой части семинара выступили начальник департамента рассмотрения жалоб и правовой работы Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций Светлана Финтисова, руководитель управления по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ Лариса Коптева и начальник организационно-кадрового управления рабочего аппарата Уполномоченного Евгений Масленкин.
Личным опытом работы с обращениями граждан поделилась также федеральный уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова. Она обратила особое внимание на форму общения с заявителями.
«В письменных ответах омбудсмен, прежде всего, должен выразить сочувствие человеку – в связи с его конкретной проблемой. Это очень важно, потому что никто, кроме нас, этого не сделает: у органов власти и соцзащиты другая четкая задача – ответить по существу вопроса и не более. Кроме того, не стоит предрешать судьбу обращения, что бывает часто – прочитали и обнадежили или наоборот сказали, что ничем помочь не смогут. Еще момент: мы часто получаем документы не в полном пакете, запрашиваем их у гражданина или других органов, я в таких случаях прошу не стесняться и звонить самому заявителю и просить ускориться. Они удивляются, что мы напрямую общаемся, но мы можем себе позволить», — подчеркнула уполномоченный.
В свою очередь, уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан Сария Сабурская рассказала коллегам о региональной информационной системе «Народный контроль», которая успешно функционирует с 2012 года.
Всего в «Народный контроль» на настоящий момент поступило 211747 заявок. По большей части (87%) из них вынесены положительные решения, мотивированный отказ дан по 6% заявок, более двух тысяч обращений находится сейчас в работе. Общее число комментариев от граждан перешагнуло за миллион.
«Жалоб в письменном виде с каждым годом становится все меньше, в то время как информационной системой начинает пользоваться все большее число людей», – отметила региональный уполномоченный.
Ведущий научный сотрудник Национального центра по правам человека Алексей Кокурин сделал доклад о психологическом сопровождении профессиональной деятельности уполномоченных, уделив особое внимание проблеме профессионального выгорания.
Во второй части семинара омбудсмены рассмотрели конкретные обращения, подобрали релевантный нормативно-правовой материал, актуальную судебную практику и выработали правовой алгоритм действий.
Комментарии